top of page

Князь Волхв

  • Яна Цецарска
  • 6 февр. 2020 г.
  • 5 мин. чтения

Из своей поездки в Порховскую крепость мы привезли историю о Князе Волхве – Князе Чародее. Почему эта история так популярна в Порхове трудно сказать, ведь в ней речь идет о полоцком князе.


1000 лет назад жил на Руси князь, которого все называли чародеем, другими словами – волшебником. Звали его Всеслав Брячиславович, и княжил он в городе Полоцк. Сейчас это тихий маленький городок на севере Белоруссии, а тогда Полоцк был одним из центров русской земли и соперничал с самим Киевом. Роду-племени Всеслав был вот какого. Дедом его был старший сын киевского князя Владимира Красное Солнышко Изяслав, прадедом – полоцкий князь Рогволод. Старшего сына своего Владимир не любил и в малолетстве отослал вместе с матерью его Рогнедой в Полоцк. С тех пор потомки Изяслава и правили в Полоцком княжестве. О жизни князя Всеслава летописи рассказывают, как о сказке, полной чудес и приключений. Не всегда сказка эта была веселой (встречаются в ней и печальные страницы), но всегда – удивительной. Тайной окутано его рождение. Говорили, что мать Всеслава родила его от волхования, то есть от волшебства; что родился молодой князь в рубашке и волхвы, присутствовавшие при его рождении, велели его матери зашить ту рубашку в шапку, и шапку князю носить всегда при себе. И будет это оберег. Так было сказано и так было сделано.


Неведомо, в шапке ли этой было дело или в чем другом, но удача всегда шла рядом с молодым князем и помогала ему выходить победителем из самых тяжелых испытаний. Княжил он в Полоцке очень долго – целых 57 лет. Точное время его рождения не известно, но предания говорят, что правителем Полоцка он стал в 15 лет, когда умер отец князь Брячислав Изяславович. Случилось это в 1044 году. Молодой князь был отважен и не по годам мудр. Легенда гласит, что волхвы наделили князя чудесными свойствами: вещей душой, позволяющей ему предвидеть грядущие события, и даром превращений. По желанию Всеслав мог оборачиваться серым волком, ясным соколом и туром с золотыми рогами. Слухи о волшебных чарах Половецкого князя были распространены так широко, что попали даже в Слово о полку Игореве, безымянный автор которого утверждает: «Днем Всеслав людям судящее, князем грады рядящее, а сам в ночь волком рыскаше». Из того можно заключить, что «рабочий день» у полоцкого правителя продолжался практически круглосуточно. Такая энергичная деятельность дала свои плоды. Полоцк при князе Всеславе переживал эпоху расцвета, строились дома, крепости, храмы. Именно тогда, при Всеславе Чародее, в Полоцке был заложен храм Софии Премудрости Божией, подобный Софийским соборам в Киеве и Новгороде. До сих пор стоит этот белоснежный храм на берегах тихой речки Полоты.


Междуусобицы и смуты обходили Полоцкое княжество стороной: соседи то ли опасались связываться с Чародеем, боясь его колдовской силы, то ли были заняты другими делами. Мирная жизнь в Полоцке закончилась в 1065 году. Начались стычки с Псковом и Новгородом. Из-за чего вышел конфликт – не известно, летописи говорят о нем кратко: в 1066 году «пришел Всеслав и взял Новгород. И жен, и детей, и колокола снял со святой Софии. И великая была беда в час тот… И отошел Всеслав». Ох, сильна была обида новгородцев на Всеслава, забравшего колокола с их гордости – Софийского собора. А у Всеслава была своя забота – уже была построена колокольня полоцкой Софии, нужны были колокола для храма… Но, видимо больших разрушений половчане Новгороду не принесли, так как зла в сердце новгородцы долго не держали. И через несколько лет, когда военная удача оказалась на их стороне, и князь Чародей был взят ими в плен, новгородцы, пораздумав, его отпустили. Летописец объясняет этот поступок очень просто: «Бога ради». Было, было в характере Всеслава что-то загадочное, таинственное, неизъяснимое, что заставляло уважать князя и подчиняться его воле друзей и врагов. Иначе как объяснить удивительную историю о том, как однажды привезли его в Киев пленником, а покинул он этот город великим князем киевским. А произошло это так.

Прослышав о походе половчан на дружеский ему Новгород, киевский князь Изяслав спешно собрал свою дружину и выступил против Чародея. 2 войска сошлись ненастным мартовским утром 1067 года у Минска, на реке Немиге. И была тут великая битва. Спустя много лет автор Слово о полку Игореве с горечью написал: «На Немиге снопы стреляют головами. Молотят цепями булатными. На току жизнь кладут. Веют душу от тела. У Немиге кровавые берега. Не добром были засеяны – посеяны костьми русских сынов. Явно победителей в этой битве не было. Тяжкие потери понесли обе стороны – и Киев, и Полоцк. И противники расстались по своим вотчинам считать потери и оплакивать погибших. Но возрастающая мощь и независимость Полоцка не давали покоя киевскому княжеству. И стал Изяслав просить полоцкого князя о встрече, чтобы миром решить все споры. В присутствии гонцов отправляя Всеславу письмо поклялся, что не причинит полоцкому Чародею вреда, и в подтверждение своих слов поцеловал святой крест. Всеслав поверил заклятому врагу. Не остановили его сомнения вещей души. Он знал, что клятву, данную на кресте, никто не посмеет нарушить. Взяв с собой двух сыновей, без охраны поехал князь Полоцкий на встречу с великим князем киевским. Но едва успел войти он в шатер Изяслава, как дюжие войны мигом обезоружили его и сыновей, так что половчане и глазом моргнуть не успели. И посмеялся Изяслав над доверчивостью Чародея: «Что не помогли тебе вещая душа и твой колдовской оберег? Остаток жизни проведешь пленником Киева!». Так очутился Всеслав в киевском прорубе – глубокой яме, подобной колодцу, куда пищу подавали через крохотное оконце. Там провел он долгих 30 месяцев. А 15 сентября 1068 года произошло чудо. Киевляне, недовольные Изяславом, возгласили нового князя. Но кого избрать? Стали горожане советоваться с мудрым монахом – старцем Антонием из Киевской лавры. И Антоний сказал, что лучшего князя, чем Всеслав Полоцкий, им не найти.


Так Всеслав из тюрьмы прямиком попал на киевский престол. Но в княжеском тереме он тосковал по родному Полоцку не меньше, чем в темном порубе. Автор Слова пишет: «Тому в Полоцке позвониша заутреннюю рано у святые Соофии в колоколы, а он в Киеве звон слыша». И спустя полгода Всеслав тайно оставил Киев. Молва утверждала: его ухода никто не заметил, так как Всеслав покинул Киев в волчьем обличье. Пока его искали в Киеве, он – как гром среди ясного неба – объявился в Полоцке.


Такая вот удивительная история приключилась с Всеславом. Впереди его ждали новые испытания, победы и поражения, изгнание из Полоцка и победоносное возвращение.


С первого взгляда кажется, что странным человеком был все-таки этот полоцкий Чародей. Рожденный «от волхования», он строил Софийский собор и другие храмы. Слыл оборотнем, а твердо верил в святость крестного целования. Его обучали тайнам волхвы и почитали христианские священники. Всеславу предложили Великое Киевское княжество, самое могучее и богатое того времени на всей Руси, а он вернулся в свой родной Полоцк.


А, может, наоборот – именно он был нормальным человеком. Верил в Иисуса Христа и уважал и почитал религию своих предков – древние языческие верования. Любил родину – полоцкую землю, а не рвался к вершинам власти, не искал богатства. И за это его любили друзья и уважали враги. Таков был славный полоцкий князь Всеслав Чародей.


А в его родных местах, в Белоруссии и Литве еще довольно долго сохранялось двоеверие. Приняв христианство, белорусы и литовцы (литвины) продолжали отмечать языческие праздники, сохраняли древние обычаи, верили в чудесную силу трав, священных камней и родников. Не даром в XIV веке король Речи Посполитой и великий князь литовский Ягайло (полоцкие земли в это время входили в состав Великого княжества Литовского) издал указ, который запрещал его подданным поклоняться священным рощам, камням и источникам. А это значит, что несколько сот лет назад на земле еще били ключи с живой и мертвой водой, на горах еще лежали священные камни, а в заветных дубравах сидели на ветвях вещие птицы. И было это совсем недавно…

Yorumlar


© 2016  Яна Цецарска сайт создан на Wix.com

bottom of page